Медаль за строительство БАМа

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из крупнейших в мире железных дорог, строившаяся с большими перерывами с 1938 по 1984 годы. Очередной этап строительства стартовал, когда ЦК КПСС и Совмин Советского Союза приняли соответствующее постановление – документ датируется 8 июля 1974 года. Через два года, 8 октября 1976-го, Президиум ВС СССР учредил своим указом медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Положение о награде

Государственная награда вручалась активным строителям:

  • Байкало-Амурской магистрали;
  • ж/д линии БАМ-Тында-Беркакит;
  • ж/д маршрута Тайшет-Лена;
  • производственных, жилищных и других инфраструктурных объектов.

К награде также представляли инженеров, проводивших проектно-изыскательские работы, и других специалистов, обслуживавших строителей и строительство в 1974-1984 годах. Были среди таких специалистов повара, врачи, водители.

Медаль за строительство БАМа

Обычно медаль за строительство БАМа вручали советским гражданам, проработавшим на ударной стройке 3 года и дольше. За 9 лет ее получили почти 170 тысяч рабочих, трудившихся на благо железнодорожной магистрали.

Ходатайства на кандидатов представляли:

  • администрации предприятий;
  • профсоюзы;
  • партийные и комсомольские ячейки.

Затем эти ходатайства направляли на рассмотрение в областные и краевые исполкомы, Министерство транспортного строительства, Президиумы ВС Якутской и Бурятской автономных республик. Оттуда уже представления о награждении поступали на утверждение в Президиум ВС Советского Союза. Вручалась медаль от имени Президиума.

Описание

Медаль латунная, правильной круглой формы, диаметром 3,2 см. Проект награды разработала художник Лидия Николаевна Пешкова. На аверсе – мужской и женский профили. На заднем плане – дальневосточные сопки и поезд, идущий по мосту, проложенному через реку. В нижней части ближе к левому краю – надпись «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

На реверсе – солнце с расходящимися в разные стороны лучами и железнодорожное полотно, уходящее за горизонт. Рельсы пересекают три заглавные буквы «БАМ». По обе стороны от солнца, ближе к краю — лавровые ветви. Вверху между ними – серп и молот. Все буквы и изображения на награде рельефные.

Медаль за строительство БАМа - описание

Медальон крепится к стандартной пятиугольной колодке с помощью ушка и кольца. Колодка обтянута муаровой лентой. Ее ширина – 2,4 см. По краям ленты – широкие темно-зеленые полосы, посередине – три узких светло-желтые полосы. Они разделены между собой двумя серыми полосами.

Масштаб строительства

Это была грандиозная стройка, протянувшаяся на 4,3 тысячи километров. Общая площадь строительства охватывала 1,5 миллиона кв. км. Железная дорога возводилась там, где прежде были тайга, болота, горы и вечная мерзлота.

Постановлением от 8 июля 1974 года ЦК утвердил финансирование строительство железных дорог:

  • Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре (общая протяженность 3145 км);
  • Тайшет-Усть-Кут (680 км);
  • БАМ-Тында-Беркакит (397 км).

Строительство Байкало-Амурской магистрали

О масштабе комсомольской стройки говорят цифры: БАМ пересекает сотни рек и других водоемов, через которые перекинуто больше 2000 мостов. По всей протяженности железной дороги энтузиасты возвели свыше 4000 сооружений и 55 станций. Общая протяженность тоннелей превышает 30 км – всего в описываемый период построено 9 тоннелей.

Десять лет длилась стройка, которую окрестили «стройкой века». Комсомольцы и добровольцы из всех уголков Советского Союза ехали сюда, работали по 2-3 смены без отдыха, ночевали в палатках, а затем в вагончиках, стойко переносили морозы до -50 градусов и бытовую неустроенность. Жить им приходилось в неотапливаемых бытовках, готовить и стирать – на привозной воде. Но желающих это не остановило – десятки тысяч приезжали в суровые сибирские условия.

Все это делалось ради того, чтобы 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта встретились две бригады под руководством двух знаменитых бригадиров – Ивана Варшавского и Александра Бондаря. Они двигались навстречу почти 10 лет: одна бригада с востока, вторая – с запада.

Строительство Байкало-Амурской магистрали

29 сентября рельсы Байкало-Амурской магистрали сомкнулись – произошла их «золотая стыковка». А 1 октября того же года «золотое» звено уложили на железнодорожной станции Куанда.

В 2019 году самая масштабная и популярная советская стройка отпраздновала 45-летний юбилей.

Награжденные

Первые награды передовикам БАМ вручили в октябре 1977 года. Среди лауреатов, отмеченных советским правительством, были рабочие Министерства транспортного строительства и военнослужащие. К моменту пуска первых составов по БАМу медаль получили почти 10 тысяч ее строителей.

В числе обладателей медали за строительство БАМа и два легендарных бригадира, Иван Варшавский и Александр Бондарь.

Легендарные бригадиры БАМ Иван Варшавский и Александр Бондарь

Иван Варшавский

Иван Николаевич Варшавский родился в Одесской области, окончил семилетку, затем – курсы бригадиров и железнодорожный техникум. В 1960-70-м работал на Молдавской железной дороге.

С началом строительства БАМа уволился с прежней работы и отправился в Тынду. Там Варшавского: его назначили начальником жилищно-коммунального отдела, хотя душа к этому участку у него не лежала. Но он работал, потому что людей нужно было обеспечить жильем.

Иван Варшавский

В том же 1974-м, как раз под Новый год его назначили бригадиром. В подчинении Варшавского находилось семь человек – коллеги уважительно прозвали их «дикой бригадой».

«Дикая бригада» состояла из профессионалов, которым любая задача была по плечу. Команда Варшавского укладывала пути, грузила материалы, возводила обводные мосты и другие сооружения. Она двигалась на север, пока 29 сентября 1984-го в 10.10 по Москве не встретилась с бригадой Александра Бондаря.

Тот день Иван Николаевич запомнил на всю жизнь. В интервью к юбилею стройки он сказал, что без БАМа умер бы. Ему 81 год, он и теперь живет в Тынде.

Иван Варшавский

Александр Бондарь

Александр Бондарь приехал на комсомольскую стройку как бригадир молодежной бригады монтеров пути. В то время ему было 22 года. Накануне XVII съезд ВЛКСМ принял решение о создании ударного отряда – в него вошли 600 комсомольцев из разных уголков Союза. Был среди них и бригадир Бондарь.

27 апреля 1974-го первый молодежный десант отправился в Усть-Кут, где должна была возводиться станция Звездная. А вскоре бригада Александра Васильевича Бондаря уже гремела не только на трассе, но и по всей Сибири, а затем и стране.

Александр Бондарь

Строители жили и работали в Звездном – за это время сдружились и окрепли. Работать приходилось тяжело: вырубать просеки под будущую магистраль на ветру и морозе, строить деревянные мосты, монтировать водопропускные трубы.

В бригаде был свой театральный режиссер – после работы команда еще ходила на репетиции. На БАМе «бондаревцы» поставили «Молодую гвардию», «Город на заре», «Заседание парткома» и другие постановки. Улицу в Звездном они назвали Театральной.

В сложных географических условиях бригада Александра Бондаря построила почти 600 км пути. Памятник на месте стыковки – идея его команды. Они же ее и воплотили в жизнь, установив две шпалы, сходящиеся вверху, и прибив к ним таблички с названиями станций на Восточном и Западном участках.

Александр Бондарь

Александр Васильевич продолжил работать на магистрали и после стыковки. Сначала был мастером треста, затем – прорабом и замначальника участка. В 1993 году он переехал в Якутию, где также занимался железнодорожным строительством.