Корейский фарфор

«Корейский фарфор пленяет изяществом, является истинным произведением искусства и обладает всеми свойствами высококачественной посуды. Это характеризует его как товар счастливого народа», — так описывал его служащий музея фарфора в Вустере еще в середине прошлого века. Действительно, фарфоровые изделия из Кореи отличаются от общепринятых стандартов цветом, формой, подачей, техникой исполнения. Эти особенности повышают их привлекательность для коллекционеров и рядовых потребителей. В последние 10-15 лет популярность фарфора из Южной Кореи растет во всем мире, а вместе с ней – интерес к нему и покупательский спрос.

Второй древнейший?

В научных работах и энциклопедиях чаще упоминается Китай как древнейший производитель фарфоровой массы и изделий из нее. Корея – второй изготовитель и поставщик фарфора на азиатский и европейский рынок до XVII столетия. Этот факт упоминается в китайских исторических документах – в них есть записи о том, что Корея при династии Корё стала родиной керамики.

Эксперты в древности оценивали фарфор того периода выше китайского, что и неудивительно. Ведь у керамической отрасли этой страны многовековая история и традиции. Еще в V—IV веках до н.э., в эпоху неолита, предки корейцев изготавливали ритуальные сосуды из керамики. В те далекие времена еще не было печей и технологии обжига, но интуитивно ремесленники понимали необходимость сушки. Заготовки сушили на солнце.

Фарфор Южной Кореи

Селадон

Селадон – это особый вид фарфоровых изделий, для которого характерен серовато-зеленый оттенок. Его производство активно развивалось в Корее в X столетии – в период правления династии Корё. В ранних образцах селадона ощущается подражание китайским мастерам – оно присутствует в формах, орнаментальной росписи. Изделия того периода украшены пионами, лотосами, другими священными для китайцев рисунками. Поначалу даже печи для обжига корейские ремесленники позаимствовали у китайских коллег.

Шли годы, мастера набирались опыта, нарабатывали собственный уникальный стиль. Появилась и своя технология обжига – благодаря ей фарфоровые предметы избавились от непрезентабельного серого оттенка, зато приобрели красивый зеленовато-голубой цвет.

Селадон

Секрет обжига заготовок заключался в строгом поддержании температуры в печах – она не должна была превышать 1150 градусов с того момента, когда объем кислорода в печах резко уменьшался. Только следуя этому правилу, можно было получить фарфор аристократического цвета. Сами корейцы называли этот цвет секретным.

Декор – отдельная тема, достойная масштабной научной работы. Мастера украшали корейский фарфор резьбой, гравировали внешнюю поверхность, наносили красную подглазурную роспись, что также было необычно. Красный цвет получали, смешивая красители с оксидами меди и железа.

Фарфор Селадон

Сангам

Сангам – разновидность селадона, вершина творческого совершенства. Сегодня купить корейский фарфор, оформленный в этой технике, очень сложно – при том, что стоимость некоторых изделий заоблачная.

Особенность сангама в том, что предметы украшают узоры и рисунки-инкрустации. Каждая деталь тщательно проработана вручную. Сначала мастер аккуратно и кропотливо выдалбливал контуры, затем заполнял их жидкой пастой. Паста изготавливались из красной или белой глины специальных сортов – при термической обработке под воздействием высокой температуры цвет менялся, становился черным.

Фарфор Сангам

Следующий шаг после обжига – нанесение прозрачной глазури на внешнюю поверхность и повторный обжиг. Слой глазури был настолько тонким, что обычный человек его не различил бы. Если толщина увеличивалась хоть на 0,5 мм, точной прорисовки деталей и декоративных трещин на готовых изделиях не получалось. А ведь именно эти нюансы придавали изделиями сангам элегантный аристократический вид.

Пунчхон

Период правящей династии Чосон в XV—XVI столетиях ознаменовался переходом к производству демократичной керамики. Простота форм, декоративных приемов, цветов, отсутствие изысков стали главными акцентами для мануфактур того времени.

Пунчхон

Аристократический шик и блеск ушли на задний план, но производственные традиции сохранились. Бюджетный фарфор пунчхон изготавливался в основном из тех же материалов и по тем же технологиям, что и селадон, но себестоимость производства была в несколько раз дешевле. Это объяснялось несколькими причинами:

  1. Использованием белой пасты для покрытия заготовок.
  2. Уменьшением содержания железа в составе глазури.
  3. Использованием штамповки и упрощенной техники резьбы для декорирования.

Многие готовые предметы вообще выпускались без декора – после обжига и нанесения глазури они сразу поступали в продажу. Так продолжалось до конца XVI столетия, когда традиционный фарфор начал теснить изделия из пунчхона. Вскоре последние перестали выпускать.

Пунчхон фарфор

Белый фарфор

Выпуск белого фарфора стартовал еще в XV столетии и в следующие 100 лет набирал обороты. Это был период правящей династии Ли. Главным акцентом фарфорового производства являлась изысканная простота и практичность. Красивые кувшины, блюда, чашки и другая посуда не только украшали интерьер, а и использовались по прямому назначению.

Фарфоровым предметам, выпущенным в ранний период династии Ли, присущи изящество, легкость, теплота белого цвета. На их фоне более поздние изделия кажутся грубее, тяжелее, в них нет той изысканности и элегантности. На первый план в оформлении выходит динамика, ритм композиции. Растительные орнаменты, птицы, рыбы, витиеватые узоры во всем многообразии густо украшают поверхности предметов того периода.

Белый фарфор Корея

До середины XVII столетия корейские заводы выпускали только вещи из белого фарфора, а с его середины их начали расписывать кобальтом. Высокохудожественные сервизы, чайные пары и другие столовые приборы с кобальтовой росписью предназначались исключительно для императора и приближенных к нему.

Роспись

Корейские мастера, как и китайские коллеги, вкладывают в рисунки и узоры свое мировосприятие, ценности. Во многих работах художников прослеживается любовь к природе, окружающему миру.

Цветение хризантем и лотосов, порхающие мотыльки, летящие журавли, гордые аисты, цветущие сады – изображения реалистичны и содержательны. В них чувствуется тяга к прекрасному, любовь к природе. В них зашифрованы пожелания богатства, добра и процветания обладателям уникальных вещей. Считается, что все работы, декорированные вручную, хранят энергетику авторов. Значит, тайные послания должны осуществиться.