Клейма японского фарфора

Клеймо на фарфоре – это марка, подтверждение качества и многолетних традиций, которым следует производитель, защита изделий от подделки. Клейма китайских заводов фарфора и японских фабрик в чем-то похожи. По традиции, сложившейся в обеих странах, мастера часто зашифровывают в знаках на посуде свои имена, название фабрики, фамилию художника, занимавшегося росписью, а иногда – всю перечисленную информацию. В китайской культуре тавро ассоциируются с императорской властью – японские клейма на их фоне смотрятся более демократично и просто, но они всегда наносятся подглазурно.

Многообразие знаков

Современные производители могут ограничиться надписями «Made in Japan» или «Japan» на японском языке. Иногда на посуде начертаны иероглифы-пожелания удачи, благополучия, здоровья. На рубеже 19-20 веков вольный выбор маркировок путал потребителей: случалось, что несколько знаков наносилось на одно изделие. Производители не преследовали какую-то конкретную цель – просто хотели разнообразить знаки качества, донести определенную информацию до конечного покупателя.

Наглядный пример – компания Noritake. Она основана в 1904 году, но и сегодня является бесспорным лидером в сфере производства фарфоровой посуды для сервировки столов. Продукция бренда успешно продается в 100 государствах мира, украшает лучшие частные коллекции и музейные экспозиции. Бренд использует для маркировки своих изделий более 400 надписей и символов.

Клеймо на фарфоре - сделано в Японии

Как читать надписи?

Клейма японского фарфора обычно читают сверху вниз, справа налево. В подписях часто присутствуют суффиксы:

  • Sei – сделано. Тот же смысл несут суффиксы tsukuru, saku;
  • Ga – расписано;
  • Dzu или Fude – оформлено.

В маркировке может быть зашифровано название города или провинции, в котором изготовлены изделия: Сацума, Кутани и другие. Часто слова-иероглифы обозначают название фарфора – в Японии несколько его категорий, у каждой из них есть характерные особенности. В любом случае, чтобы прочитать клейма на японском фарфоре и понять их смысл, нужно знание языка или японско-русский словарь.

Клеймо на японском фарфоре

Виды фарфора

Имари, Набесима, Сацума, Кинкозан – эти названия хорошо известны ценителям азиатских фарфоровых изделий и коллекционерам, но неискушенные пользователи вряд ли о них что-то знают. Перечисленные слова тоже встречаются в знаках качества и указывают на марку фарфора, ее отличительные особенности.

Имари

Изделия Имари выпускались в 17 веке и сегодня считаются антиквариатом. Продукция носит имя одноименного порта – в свое время она была настолько популярной, что китайские, английские и голландские мастера ее копировали.

Характерными особенностями марки Имари считаются:

  1. Подглазурная роспись темно-синего цвета. Она может сочетаться с рыже-красной росписью.
  2. Для декора использовались эмалевые краски желтого, золотого, зеленого цветов. Эмаль других оттенков использовалась реже, но вся краска выступала над глазурью, чувствовалась при тактильном контакте.
  3. Продукция позднего периода расписана в красном цвете – поверхность покрывает густой сплошной узор, а эмаль не выступает над поверхностью.

Фарфор Имари

Какиэмон

Эта марка названа в честь японского художника Сакайды Какиэмона, считавшегося основоположником эмалевой цветной росписи фарфоровых изделий. Характерные признаки:

  1. Молочно-белый цвет с маленькими ассиметричными вкраплениями разных цветов.
  2. Компактная форма с нежными орнаментами.

Кинкозан

Керамические изделия названы по фамилии производителей – семьи гончаров Кинкозан. Предметы датируются 19 веком и внешне напоминают Сацуму, хотя есть и отличия. Главное отличие линейки Кинкозан – щедрый позолоченный декор, легко стирающийся при механическом воздействии. На фарфоровых изделиях обычно стоят подписи художников.

Фарфор Кинкозан

Сацума

В 16 столетии Сацума стала крупнейшим центром фарфорового производства в Японии. Местные мануфактуры наладили массовый выпуск фарфоровых изделий высочайшего качества в 19 столетии. Львиная доля продукции шла на экспорт. Наряду с элитным фарфором в большом количестве выпускались и посредственные изделия широкого потребления. На лучших образцах всегда стояла подпись или знак мастера.

Отличительной особенностью серии Сацума являлся кремовый цвет, поверх которого толстым слоем наносилась эмаль, а на эмалевый слой – позолота. Внешнюю поверхность изделий густо покрывали бытовые сюжеты, цветочные орнаменты, анималистические сценки. Рисунок ложился настолько плотно, что кувшины, вазы и другая посуда казались вышитыми красками.

Фарфор Сацума

Набесима

Набесима – правящий клан одной из областей Японии. Его члены наладили производство фарфоровой посуды в 1650 году для собственных нужд. Столовых приборов было мало, но ценятся они до сих пор.

Для них характерен:

  1. Белый цвет с сероватым или голубым оттенком – отлив дает глазурное покрытие.
  2. В качестве декора используются оригинальные листья и цветы.
  3. Изделия не маркируются.

Фарфор Набесима

OJ

Поиск антикварного японского фарфора периодически приводит коллекционеров и коммерсантов на европейские и американские блошиные рынки. В изобилии товаров на прилавках встречаются чайные и столовые приборы с маркировками «OJ» или «Occupied Japan». Это клеймо охватывает непродолжительный временной отрезок – с весны 1945 по весну 1952 года, когда основная доля производства японского фарфора была ориентирована на экспорт в страны Европы и Америку.

Власти Японии приняли такое решение, чтобы восстановить экономику государства, разрушенную за годы войны, освоить новые рынки сбыта и привлечь инвестиции. Европейцы и американцы открыли свои рынки азиатам с условием, что половина продукции будет с клеймом «Occupied Japan».

Фарфор Occupied Japan

Условие унизительное, но японцы вынужденно приняли его. В течение 7 лет фраза или аббревиатура проставлялась на всех экспортных товарах. В чайных парах, наборах из перечницы и солонки штампы проставлялись на каждом предмете.

Сегодня метка «Оккупированная Япония» на фарфоре представляет ценность для коллекционеров. И дело не в качестве посуды, а в коротком временном промежутке ее выпуска. Потому и стоимость таких лотов на аукционах, рынках высокая.