Китайские чайные сервизы из фарфора

Времена, когда китайские чайные сервизы из фарфора могли купить только представители высших сословий, остались в прошлом. Сегодня роскошь употребления благородного напитка из красивой и функциональной посуды доступна любому ценителю. Мастера Поднебесной за многовековую историю разработали чашки и заварник оптимальной формы из материала, наилучшим образом сохраняющего вкус и ценные свойства чайного листа. И хотя китайский фарфор уступил первенство на мировом рынке европейским производителям, ведущие предприятия азиатской страны по-прежнему славятся высоким качеством при доступной цене. Главное, выбирать продукцию известных торговых марок, а не бренды-однодневки.

Историческая справка

Первую чайную керамику из каолиновой массы, известную как прото-фарфор, стали изготавливать во времена правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) Это были не сервизы в современном понимании, а скорее наборы пиал для заваривания целых либо измельчённых листьев. Чай тогда считался лекарством и употреблялся далеко не каждый день. Чтобы посуда «не простаивала», в ней готовили некоторые блюда или хранили сыпучие продукты.

Декорировали заварные чашки глазурями двух типов:

  • на севере страны, белой со свинцовыми добавками;
  • в южных провинциях – светло-голубой, на основе оксида кальция.

Чашки отличались простотой и были далеки от утончённых фарфоровых изделий более позднего времени. Однако уже тогда их форма напоминала пиалу – «вань», которая позволяла чаю быстро остывать до приемлемой для питья температуры. При этом из напитка не успевали испариться ценные эфирные масла, составляющие основу его целебного воздействия.

Фарфоровый сервиз Китай

В VII – IX веке высушенные и перемолотые чайные листья стали варить в котлах как суп, добавляя специи, например, имбирь или душистый перец, а затем разливать в пиалы. Только четыре столетия спустя, в конце правления династии Сун, способ приготовления популярного напитка изменился и приблизился к современному. Целые листья заливали кипятком и настаивали без варки в течение некоторого времени. Именно в этот период возникла необходимость в специальных чайниках, где происходила бы экстракция.

Форму нового предмета посуды позаимствовали у сосудов для вина, которые изготавливались, начиная с X века. До сих пор некоторые историки и искусствоведы путают два схожих вида изделий. Но у настоящих чайников форма шарообразная, немного сплюснутая у «полюсов», тогда как их прототипы напоминают изящно вытянутый по вертикали графин.

Чайный сервиз производства Китай

В эпоху династии Сун к чашками добавились блюдца, появились первые чайные пары. Глазури для декорирования стали полихромными, с преобладанием горчичных, коричневых, охристых, синих и чёрных цветов. Однако превыше всего ценился серо-зелёный фарфор из области Юэчжоу (современная провинция Чжэцзян), который эффектно оттенял чайный напиток, добавляя ему благородные красные тона.

Экспорт в Европу

В эпоху династии Мин – с 1368 по 1644 год, фарфоровое производство сосредоточилось на юге Китая в округе Цзиндэчжэнь, провинции Цзянси. Здесь был построен первый императорский завод, поставлявший посуду и предметы декора для членов правящей семьи. Качество фарфоровых изделий значительно улучшилось, они стали тоньше, прочнее и прозрачнее. Посуду начали покрывать полглазурной кобальтовой, а затем и надглазурной полихромной росписью. Эти приёмы китайские мастера, до того ценившие красоту однотонного фарфора, позаимствовали у иранских гончаров. Преобладали растительные мотивы, изображения рыб, драконов и птиц.

Фарфоровый сервиз Китай

Каждый рисунок имел своё символическое значение. Например, карпы, утки-мандаринки и скворцы ассоциировались с процветанием и богатством, пионы связывали с верной любовью и семейными узами, а лотос – с душевной чистотой и божественным началом. С развитием чайной индустрии и ростом экспорта популярного напитка увеличивалась и потребность в наборах для его заваривания. Сервизы того периода состояли преимущественно из чайников, чашек с блюдцами и ёмкостей для хранения сухих листьев. Иногда к ним добавлялись ещё небольшие подносы для сладостей и сахарницы.

В конце правления династии Мин (середина XVII века), Европа не только познакомилась с чаем – это произошло немного раньше, но и успела полюбить его. Вместе с чарующим восточным напитком, в домах голландской, английской и французской знати стали поставляться китайские сервизы, вызывавшие не меньший восторг.

Дорогой китайский фарфор

Сначала экспортируемый на запад фарфор имел выраженные азиатские черты. Чайники оснащались петлевой ручкой, которая крепилась в верхней части корпуса, а чашки больше походили на пиалы. Однако с развитием торговли и ростом конкуренции со стороны европейских фарфоровых мануфактур внешний вид китайских чайных сервизов изменился.

Наследие династии Цин

В эпоху правления династии Цин – последней в истории Поднебесной, появились наборы, копирующие западные образцы во всём, кроме расписного декора. Специально для зажиточных европейских покупателей в том же Цзиндэчжэне изготавливались:

  • предметы, декорированные потёчной багряно-красной глазурью с переливами, получившей название «бычья кровь»;
  • фарфоровая посуда с кракле;
  • чайные сеты, расписанные розовой или голубой эмалью и украшенные пейзажными медальонами.

Изысканный китайский фарфор

Китайские мастера позаимствовали у своих европейских коллег и некоторые техники декорирования. В частности, надглазурную цветочную роспись эмалями, получившую название Family rose, по основному оттенку в палитре.

Состав экспортных чайных сервизов тоже изменился. В них входили:

  • чашки – от 2 до 12 штук, с блюдцами или без них;
  • заварочный чайник;
  • сахарница закрытого типа;
  • молочник.

Фарфоровые чайные сервизы из Китая, созданные, начиная с XVII и до середины XIX века, считаются лучшими образцами художественной керамики и высоко ценятся коллекционерами. Их цена, при наличии документов, подтверждающих подлинность, может исчисляться тысячами долларов.

Китайский набор для чаепития

Современные производители китайского чайного фарфора

Ведущие предприятия по-прежнему сосредоточены в двух южных провинциях: Гуандун и Цзянси. У каждого из них есть свой товарный знак, наличие которого подтверждает высокое качество и художественную ценность продукции. Они не так известны, как европейские фарфоровые бренды, но заслуживают не меньшего внимания.

ПроизводительКраткое описание
Chaozhou Fengxi Hongcheng, город Чаочжоу, провинция ГуандунПредприятие открылось в 1985 году, но всего за несколько десятилетий сумело достичь не только общенациональной, но и мировой известности. Его продукция поставляется в страны Азии, Ближнего Востока, Европы и Африки.
Завод выпускает сервизы для ресторанов и домашнего пользования, предлагая качественную современную посуду в стиле минимализм. Коллекции бренда в основном однотонные, без декора, выдержанные в тёплой, пастельной гамме.
Фарфоровый завод Гуан Мин, Цзиндэчжэнь, провинция ЦзянсиКрупнейший на сегодняшний день производитель изысканного фарфора: «яичной скорлупы» и рисового.
Столовые и чайные сервизы предприятия изготавливаются в классическом китайском стиле, продолжая традиции эпохи Цин.
Юэцзиньский фарфоровый завод, ЦзиндэчжэньПредприятие, основанное в 1957 году, специализируется на сервизах и других предметах домашнего обихода. Предпочитает про-европейский стиль с элементами восточного декора. Есть линейка для масс-маркета и отдельные коллекционные выпуски, копирующие старинные образцы имперского фарфора. Эксклюзивные предметы сервировки расписываются вручную и выглядят не хуже настоящего антиквариата.
Королевская керамика Сямэнь, Цзиндэчжэнь, провинция ЦзянсиЗавод, открытый в 1992 году, работает преимущественно на экспорт. Выпускает как столовую и чайную посуду для повседневного использования, так и декоративный коллекционный фарфор. Копии посуды династий Юань, Мин и Цин почти неотличимы от оригинала. В декоре изделий преобладает кобальтовая синяя роспись, полихромные эмали, техника Family rose и потёчные глазури.
Chaozhou Foga Ceramics Manufactory. Чаочжоу, провинция ГуандунМолодая фабрика существует с 2006 года, но за рекордно короткий срок успела добиться известности и признания в Европе и Америке, куда в основном поставляет свою продукцию. Специализация предприятия: сервизы в современном стиле из высококачественного костяного фарфора. В коллекциях бренда оригинально сочетаются восточные и западные «реплики».

Как выбрать качественный китайский фарфор

Качество – главный камень преткновения, когда речь идёт о товарах из Поднебесной. Но оригинальные производители фарфоровой посуды не заинтересованы в обмане потребителя, поэтому их продукции можно доверять. Главное избежать подделок, которыми «богат» китайский экспортный рынок. При покупке чайного сервиза необходимо:

  1. Убедиться, что он сделан именно из фарфора, а не из более дешёвой керамики. Изделия должны хотя бы немного просвечиваться и при лёгком ударе деревянной палочкой издавать чистый, мелодичный звук. Настоящий китайский фарфор – тонкий и лёгкий, в чём нетрудно убедиться, аккуратно ощупав и взвесив посуду в руке. На донышке обязательно делается неглазурованный ободок белого или кремового оттенка. Если его нет или цвет черепка сероватый, словно грязный – изделие низкого качества и долго не прослужит.
  2. Выставить все компоненты сервиза на ровную поверхность и проверить, не качаются ли они. Донышки заводской посуды тщательно притёрты, а если изделие деформировалось во время обжига, потеряв ровную форму, его сразу отбраковывают. Только небольшие подпольные мастерские допускают в партиях искривленную продукцию.
  3. Оценить качество глазурного покрытия. На нём не должно быть пузырьков, сколов, микротрещин, «залысин», разрывов, непонятных пятен. Особое внимание нужно уделить местам соединения ручки и корпуса. Глазурь там часто образует наплывы или, наоборот, трескается во время обжига.Тарелки с глазурным покрытием
  4. Ручная роспись – неповторима, но и качественная деколь смотрится неплохо, а стоит в разы дешевле. Главное не перепутать первое со вторым, чтобы не заплатить лишнее. Деколь всегда «слишком» правильная, чёткая, симметричная. Рисунок художника – живой, с выраженными мазками, разной толщиной линий, вариациями орнамента.
  5. По узору из драгоценного металла нужно аккуратно провести пальцем. Если останется след, роскошная отделка нанесена с нарушением технологии и быстро сотрётся.
  6. Росписью не покрывают всё поверхность качественных изделий, чтобы покупатель мог оценить красоту натурального фарфора. Обилие яркого, насыщенного декора и позолоты может скрывать какие-то дефекты.
  7. Желательно, чтобы рисунок или цветная глазурь не затрагивали внутреннюю поверхность посуды, которая контактирует с пищей.

Китайский сервиз

Наборы для чайной церемонии

Помимо сервизов европейского образца, китайские производители выпускают специальные комплекты посуды для церемониального заваривания чая. Обычно наборы состоят из:

  • гайвани – аналога заварочного чайника;
  • чахая – кувшинчика для поддержания одинаковой концентрации напитка;
  • пиал;
  • коробочки для хранения сухого чая.

Вместо гайвани может использоваться обычный заварочный чайник, а пиалы часто заменяют «чайной парой», состоящей из невысокой широкой чашечки «пиньминбэй» и вытянутого стаканчика «вэнсябэя».

Фарфоровый набор для чайной церемонии

Они символизируют принципы взаимодействия инь и ян. Участникам чайной церемонии подают оба предмета на специальной подставке. Напиток находится в стаканчике, а чашечка служит своеобразной крышкой, не дающей испаряться аромату. Чай небольшими порциями переливают в «пиньминбэй» и выпивают, наслаждаясь каждым глотком.

Фарфоровая посуда считается лучшей для подобных церемоний. Она хорошо сохраняет тепло, позволяя чайным листьям полностью завариться, не обжигает руки при контакте с горячим напитком и легко отмывается. Но самое главное, фарфор не впитывает специфический запах чая. Поэтому можно заваривать разные сорта, не опасаясь, что их вкусы смешаются, как это происходит при использовании посуды из знаменитой исинской глины.