Кисловодский фарфор

В магазинных каталогах цены на кисловодский фарфор традиционно высоки – это объясняется большим процентом ручной работы и уникальным качеством. Тонкостенная керамика выпускается на крупнейшем бальнеологическом курорте Кавказа с середины прошлого века и пользуется неизменным спросом у многочисленных туристов. Фарфор из Кисловодска легко узнать по лепному декору, преимущественно растительному, который щедро покрывает сервизы, вазы и сувенирную продукцию. Реалистичные цветы с тончайшими лепестками требуют такой тщательной проработки, что над некоторыми изделиями мастерицы трудятся не менее месяца.

Достоинства и недостатки

Главное преимущество продукции Кисловодского фарфорового завода «Феникс» – в эксклюзивности. Вылепленные и расписанные вручную изделия не повторяются, даже если создаются по единому шаблону. Об их штучности говорят и авторские подписи, которые стоит практически на всей продукции завода.

Кисловодский фарфор - достоинства и недостатки

Второе важное достоинство – добротность. Современные мастера придерживаются отработанных десятилетиями технологий, которые позволяют добиваться прочности, долговечности и эргономичности продукции. Кисловодский фарфор вызывает приятные тактильные ощущения, прост в уходе и стойко выдерживает все «тяготы» повседневной эксплуатации.

Художники завода используют широкую палитру декоративных приёмов, сочетая подглазурную роспись пигментами и ангобами с надглазурной – цветными эмалями. Это обеспечивает тончайшие цветовые переходы и ювелирную проработку деталей. Часто применяется отводка жидким золотом и люстрирование – нанесение специальных составов, которые после обжига придают изделиям перламутровый блеск. Обе техники были особенно популярны в 1990-х годах, благодаря им, даже новый фарфор приобретает лёгкий налёт винтажности.

Кисловодский фарфор - достоинства и недостатки

Доступная цена тоже относится к преимуществам продукции «Феникса». Помимо дорогостоящих эксклюзивных предметов, завод выпускает шкатулки, вазочки, сувениры и даже сервизы, которые «по карману» большинству покупателей. Бюджетный фарфор, в первую очередь привозной – китайский, далеко не всегда безопасен для здоровья. Но тонкостенная керамика из Кисловодска абсолютно экологична, независимо от стоимости. И в этом ещё одно её достоинство.

Недостатки

Продукция под торговой маркой «Феникс» несколько отличается от классического фарфора. В ней нет характерной для материала тонкости и просвечиваемости, отчего посуда и предметы декора напоминают очень качественный фаянс.

Также минусом можно считать хрупкость мелких лепных деталей, которые скалываются при ударе. Больше всего объёмных элементов на вазах, шкатулках и колокольчиках, то есть на вещах не утилитарных. Ими пользуются далеко не каждый день, поэтому при бережном обращении, сколов и других повреждений можно избежать.

Кисловодский фарфор - недостатки

Выбирая малую пластику, следует обращать внимание на проработку лиц, она бывает недостаточно скрупулёзной. Зато скульптуры анималистического жанра – на высоте и станут гордостью любой фарфоровой коллекции.

Ассортимент завода

На официальном сайте Кисловодского фарфора «Феникс» представлено свыше 700 наименований продукции. Отдельного внимания заслуживают вазы – в ассортименте предприятия около 200 моделей, которые отличаются по форме, размеру и способу декорирования. Завод не выпускает массовую продукцию, раз и навсегда выбрав своим приоритетом художественное направление фарфористики.

В коллекции производителя:

  • сервизы и посудные наборы разной комплектации;
  • конфетницы;
  • шкатулки;
  • вазы;
  • панно и декоративные тарели;
  • малая пластика;
  • предметы религиозной тематики: плакетки, иконы, пасхальные яйца;
  • часы;
  • светильники;
  • шахматы;
  • самовары;
  • сувенирная продукция: магниты на холодильник, колокольчики, напёрстки.

Уникальным направлением стали фарфоровые украшения: броши, серьги, кольца и браслеты в виде цветов. Их предлагают отдельно или гарнитуром. Ещё одна находка завода – корзины с цветами для декорирования интерьеров. Изделия обеих категорий можно смело отнести к произведениям искусства, мимо которых не пройдёт ни один ценитель.

Бюветницы

Специальные кружки с носиком, предназначенные для минеральной воды, завод выпускает с первых дней существования. Из них пьют известный кисловодский нарзан, который может быть опасен для зубной эмали. Бюветница – изобретение карлсбадских медиков, сделанное ещё в XVII веке. На курортах Кавминвод она появилась в начале XIX века, а популярность приобрела только в 1960-х годах, когда лечебный туризм превратился в массовое явление.

Бюветницы

Тогда же в Кисловодске приступили к выпуску кружек из фарфора. Этот материал оптимально подходит для минеральной воды, поскольку не вступает с ней в химическую реакцию и долго удерживает нужную температуру. Плоскую форму, напоминающую флягу, бюветнице придавали изначально – так отдыхающим было удобнее носить её в кармане во время оздоровительных пеших прогулок. А вот над дизайном носика поработали кисловодские дизайнеры. Он одновременно служит и ручкой, чтобы не обжечься о кружку с горячим нарзаном.

История завода

В 1952 году на базе кисловодской артели, занимавшейся художественной резьбой по кости, было создано фарфоровое предприятие. Оно производило бюветницы и памятные кружки для отдыхающих в местных здравницах. Первая фарфоровая продукция отличалась простым дизайном – функциональность в ней явно преобладала над декоративностью. Однако традиции, доставшиеся в наследство от косторезной мастерской, побуждали художников предприятия искать свой стиль, который вывел бы молодой завод в лидеры фарфоровой индустрии.

Реализация новаторских идей осложнялась полным отсутствием сырьевой базы. Высококачественный каолин поставляла соседняя Украина и Мурманская область, а гипс для литьевых форм – уральские производители. Нигде в мире не практиковалось создание фарфоровых фабрик вдали от источников сырья. Однако в советское время подобные кластеры были призваны объединить регионы, сделать их взаимозависимыми друг от друга. Сегодня замысел партийных функционеров «аукнулся» Кисловодскому заводу производственными трудностями – приходится искать новые сырьевые базы с каолином определённого состава. Иначе придётся отказываться от прежних технологий и знаменитый фарфор «Феникс» утратит своё неповторимое «лицо».

Кисловодский фарфор

Первую продукцию, украшенную лепными цветами, завод представил в 1975 году. Туалетный набор «Декоративный» сразу привлёк внимание покупателей и специалистов – его отметили серебряной медалью на промышленной выставке ВДНХ. Сделав ставку на лепной декор, предприятие заняло нишу, где у него практически не было конкурентов. Развиваясь в этом направлении, завод полностью отказался от поточного производства, сосредоточившись на эксклюзивных предметах ручной работы.

В 1985 году на предприятие пришёл новый директор – Павел Лобжанидзе, которого можно назвать «добрым гением» кисловодского фарфора. Он инициировал глобальную модернизацию производства, ввёл такие декоративные приёмы, как люстрирование, роспись ангобами и золотосодержащими красками, что расширило выразительные возможности художников. Появилась эффектная кобальтовая посуда, которую полюбили не только в стране, но и за рубежом, в частности, в Германии.

Вплоть до распада СССР в 1991 году, завод активно развивался и завоёвывал всё большую популярность. В 1988 году его продукцию включили в категорию народных промыслов, как обладающую самобытностью и высокой художественной ценностью. Тогда же предприятие до того называвшееся ПО «Сувенир», переименовали в «Феникс».

Кисловодский фарфор

Трудное время

В годы перестройки процветающий завод оказался в трудном положении. Он потерял статус градообразующего предприятия, а из штата в 2000 человек не осталось и половины. Ушли профессиональные художники и скульпторы, проходившие специальную подготовку и получившие право ставить на изделиях собственную подпись – свидетельство высшей квалификации. Из 150 ведущих дизайнеров осталось 5 и они не работали на постоянной основе, а лишь время от времени привлекались к сотрудничеству.

Тем не менее, завод не сдался и не пошёл по пути выпуска штампованной продукции, приносившей гарантированный доход. В 2011 году встал вопрос о банкротстве, однако кисловодский «Феникс» смог возродиться и вновь занять своё место среди самых популярных отечественных производителей.

Фальсификат

Перестройка и массовое открытие кооперативов привели к созданию в Кисловодске целой серии небольших мастерских, копирующих продукцию «Феникса». Большинство из них сохранилось до настоящего времени. Нужно ли говорить, что качество полукустарных изделий значительно уступает оригиналу. Тем не менее, и заводская, и фальсифицированная продукция часто продаётся в магазинах под общим названием «кисловодский фарфор».

Стоимость подделок ниже, поскольку нелегальным цеховикам не приходится оплачивать дорогостоящее сырьё и энергетические ресурсы. Но не стоит спешить с приобретением подобного фарфора. Из-за несоблюдения технологии обжига, он быстро теряет внешний вид и разрушается. Чтобы избежать фальсификата, лучше покупать кисловодский фарфор на официальном сайте предприятия. Здесь при доступных ценах от производителя, подделки точно не встретятся.

Кисловодский фарфор

Коллекционеры, приобретающие эксклюзивные предметы декора, в первую очередь хотят защититься от фальшивок. Представители «Феникса» советуют обращать внимание на клеймо – цеховики не имеют права ставить на свою продукцию заводскую маркировку.

Клейма завода по годам

За свою относительно недолгую историю, производитель фарфора из Кисловодска несколько раз менял название и, соответственно, маркировку. Ранние изделия относятся к винтажным и представляют интерес для собирателей антиквариата. Особенно ценны авторские экземпляры, на которых обязательно стоит подпись художника.

Кисловодский фарфор  - клейма

Клейма по периодам:

Годы Название/Маркировка
1960-е Кисловодский ХудожПромКомбинат.

Горизонтальная надпись КХПК, вертикальная – ФЗ.

1960 – 1970-е Кисловодская фабрика сувениров. Аббревиатура КФС, заключённая в круг.
1970 – 1980-е «КС» в букве «Ф».
После 1988 Изображение Феникса, стилизованного под букву «К».
С конца 1990-х Вверху появляется надпись FeniK, а под логотипом «Кисловодский фарфор-Феникс. Ручная работа. Россия». Справа указан номер Росстандарта.

Клеймо ставится красной надглазурной краской.

Это важно

В 1992 году в Кисловодске официально открылась ещё одна фабрика, выпускающая художественный фарфор. Это – ООО «Дельта-Х», которая, в отличие от полуподпольных мастерских, не претендует на лавры «Феникса». Тем не менее, из-за схожей тематики росписи и обилия цветочного лепного декора, продукцию обоих предприятий часто путают не только покупатели, но и торговые представители.

Следует понимать, что «Дельта-Х» – марка пока малоизвестная и молодая, поэтому не подходит для целевого коллекционирования. Следует обращать внимание на клеймо, чтобы избежать ошибки.