Фарфор Каподимонте

Ценителям прекрасного хорошо знакомо это название, ставшее символом лучшего, что было создано мастерами Неаполя в области художественных ремёсел. Знаменитое синее клеймо фарфора Каподимонте ассоциируют с уникальным качеством и высоким стилем, равного которому нет в мире. Фабрика, выпускавшая оригинальную продукцию, прекратила своё существование в XIX веке, но её традиции нашли своё продолжение и бережно поддерживаются современными производителями.

История

Фарфоровая мануфактура Каподимонте была создана в 1743 году испанским королем Карлом III Бурбоном, сразу после завоевания Неаполя и Сицилии. Идею подала супруга новоиспечённого правителя – Мария Амалия Саксонская. Эта образованная женщина обладала тонким вкусом и покровительствовала развитию ремёсел, что нетрудно объяснить наследственными склонностями.

Дедушка королевы – курфюст Саксонский Август II Сильный основал знаменитую мануфактуру в Мейсене, равной которой не было в Европе того времени. Мария Амалия мечтала, что продукция итальянской фабрики затмит славу немецкого фарфора и скажет новое слово в производстве керамических изделий. Она предложила возглавить предприятие фламандскому химику Ливио Оттавио Шепперсу, который вместе с сыном Карлом взялся за усовершенствование известного состава каолиновой массы.

Статуэтки из фарфора Каподимонте

К производству также был привлечён местный художник Джованни Казелли и флорентийский скульптор Джузеппе Гриччи. Последний разработал модели групповых и одиночных статуэток, впоследствии ставших визитной карточкой «Каподимонте» и прославивших его далеко за пределами родного Неаполя. К 1755 году штат пополнился ещё пятью подручными мастера, которые изготавливали формы для литья. Мария Амалия отправила в другие регионы Италии и за границу людей, искавших секретные рецепты изготовления фарфора, а также месторождения каолина, обладавшего высокой пластичностью и пригодного для запекания при высоких температурах.

В результате удалось создать принципиально новый материал, отличавшийся от немецких и китайских аналогов нежной текстурой сырья, прозрачностью и особым, тёплым оттенком, который проявлялся после обжига. Смесь, состоявшая из меньшего количества каолина – белой глины, используемой в керамическом производстве и большего процента полевого шпата, позволяла без труда лепить тончайшие детали, но была капризной в обработке. Впоследствии она получила название «мягкий фарфор». Именно этот материал сегодня применяют для создания элитной дорогостоящей керамики и художественной скульптуры.

Знаменитый фарфор Каподимонте

Фабрика Каподимонте, разместившаяся на вершине одноименного холма рядом с летней резиденцией Карла III, производила столовые сервизы, статуэтки и даже детали интерьера. В частности, здесь изготовили декор в стиле шинуазри для Фарфорового салона Марии Саксонской, ставшего самой потрясающей частью королевского дворца. Всю продукцию отмечали клеймом с изображением лилии Бурбонов синего или золотого цвета.

Переезд и обновление

В 1759 году Карл III отрёкся от неаполитанского престола в пользу испанского и вместе с семьёй переехал в Мадрид. Туда же он перенёс производство фарфора, забрав всё передвижное оборудование фабрики, свыше 5 тонн сырья, около 40 неаполитанских рабочих и скульптора Гриччи. Предприятие получило название «Мануфактура дель Буэн-Ретиро», его продукция ничем не отличалась от итальянских образцов и носила то же клеймо. Однако в 1803 году вместо мягкого фарфора стал использоваться твёрдый, что, вместе с зарождающейся модой на классицизм, привело к смене стиля и дизайна выпускаемых изделий.

Обновленный фарфор Каподимонте

Пока испанская фабрика активно развивалась, оставшееся без монаршей поддержки предприятие в Неаполе стало угасать. Хотя печи и многие формы для отливки скульптур или посуды остались, заниматься производством было некому.

Только через 15 лет фабрика возродилась, благодаря сыну Карла III, Фердинанду I. Её перенесли на новое место: в пригород Неаполя – Портичи. Туда же перешла и часть прежних работников, старавшихся максимально сохранить традиции и неповторимый стиль материнского предприятия. Однако некоторые перемены всё же происходили.

Изделия из фарфора Каподимонте

Помимо ярких глазурованных изделий, стали изготавливаться монохромные статуэтки из бисквитного – прошедшего только первый обжиг фарфора с очень красивым нежным окрасом. Пышный рококо с его пасторальными сценками сменился классицизмом, пастухи и пастушки в костюмах придворной знати уступили место античным богам и героям. В росписи появились древнегреческие и египетские мотивы. Но непревзойдённое качество продукции остались прежними. В конце XVIII века предприятие стало использовать новый товарный знак – заглавную букву «N» тёмно-синего цвета, увенчанную короной, который дошёл до наших дней.

Упадок во времена Бонапарта

Когда в 1806 году Наполеон Бонапарт захватил Неаполитанское королевство, Фердинанд I бежал на Сицилию под защиту стоявшего там британского флота. Это было печальным событием не только для государства в целом, но и для его ведущей фарфоровой мануфактуры. Предприятие вновь приходит в упадок, хотя ещё некоторое время продолжает работу и даже выпускает серию статуэток, посвящённых наполеоновскому правлению. В 1819 году оно закрывается окончательно, а имущество распродаётся с молотка.

Фарфор Capodimonte

Именно в этот период происходят первые попытки фальсифицировать продукцию Каподимонте, имитируя её клеймо на изделиях небольших местных фабрик. Качество многих подделок уступало оригиналу, но на современных аукционах они нередко продаются как подлинники и только специалист может указать на ошибку.

Несмотря на экономические трудности и политическую нестабильность в Неаполе начала XIX века, производство фарфора здесь продолжалось, хотя и в более скромных масштабах. Первоочередное внимание уделялось практичной посуде, а не художественному литью. Производители старательно копировали веджвудские сервизы в молочной гамме покрытые полупрозрачной свинцовой глазурью.

Фарфоровая ваза Capodimonte

Во второй половине XIX века в Неаполе открылись первые частные фарфоровые фабрики:

  • Majello;
  • Mollica;
  • Cacciapuoti;
  • Visconti.

Все они в той или иной степени повторяли образцы Каподимонте, на многих изделиях стоял фирменный логотип «N» с короной. Постепенно название королевской мануфактуры становится нарицательным, обозначая не конкретное предприятие, а определённый стиль и способ производства. Например, Вустерский завод в Англии выпускал коллекции статуэток «Капо ди Монте» из мягкого фарфора, которые выполнялись в изящной манере с тщательной проработкой деталей. И хотя они имели слабое сходство с неаполитанским прототипом, этот факт свидетельствовал о высоком авторитете фабрики в глазах европейских производителей.

Логотип фарфора Capodimonte

Однако были и недобросовестные изготовители, пытавшиеся нажиться на славе Каподимонте. Их продукция сомнительного качества украшалась известным клеймом, что впоследствии привело к путанице среди современных коллекционеров антиквариата.

Особенности культового фарфора

Первая мануфактура Каподимонте появилась в тот момент, когда Европа только пыталась разгадать многовековые секреты китайского фарфора. Саксонские производители открыли свой рецепт каолиновой массы, позволивший им занять лидирующее положение на рынке керамики. Нетрудно догадаться, что они не спешили делиться тайнами производства с возможными конкурентами.

Культовый фарфор Capodimonte

Неаполитанцам пришлось изобретать свой рецепт практически «с нуля», учитывая тонкости состава местных белых глин и дополнительных «присадок», повышающих пластичность и плавкость материала. Для производства оригинальной продукции использовали несколько видов каолина из южных областей Италии и редкий тип полевого шпата.

Уникальная эластичность смеси позволяла лепить тончайшие детали: ажурные кружева, лепестки цветов, многослойную одежду, оперение птиц и так далее. Кроме того, бисквит получался плотным, на него хорошо ложились как глазурь, так и пигменты для росписи, создавая тончайшие, благородные градации оттенков.

Изготовление фарфора Capodimonte

Изделия проходили двух- и трёхступенчатый обжиг. Максимальная температура – 1240°С требовалась для глазурей, чтобы они полностью расплавились, обеспечивая гладкое равномерное покрытие. Цветовая гамма классического фарфора Каподимонте – неяркая, с преобладанием тёплых оттенков, которые характерны и для самой глины. Для некоторых работ использовалось 24-каратное листовое золото.

Многие наряды женских статуэток украшались тончайшим кружевом, которое имело свой секрет. Для его изготовления настоящую ажурную ткань опускали в каолиновую массу и оставляли на некоторое время – пропитаться. Затем во время обжига, текстильные кружева выгорали, а фарфоровые спекались и оставались на века.

Ассортимент продукции в разные годы

Период (гг.) Что выпускалось
1743 – 1759 Табакерки в виде раковины, подсвечники, столовые сервизы, цветочные вазы, чернильницы.

Предметы интерьера: декоративные консоли, рамы для зеркал, часы, светильники.

Статуэтки рокайльного стиля – фигурки простых крестьян, нарочито приукрашенные и лаконично расписанные.

1771 — 1806 Посуда в псевдо-античном духе с преобладанием этрусских мотивов. Бисквитные скульптуры, копирующие греческие, римские и ренессансные образцы.

Наравне с этим, часто создавались фигурки пушистых животных из неглазурованного фарфора, обработанного специальным образом.

Поздний период, XIX век. И посуда, и статуэтки декорируются в английских традициях. Появляются фарфоровые цветочные композиции в корзинках или вазах, ажурная посуда и подносы.

В скульптурных группах изображаются преимущественно высшие слои общества. Преобладают сложные, утончённые наряды по моде XVIII века.

Современный бренд

В 1925 году фабрика Каподимонте возродилась в очередной раз, сменив местоположение и стилистику. Предприятие открылось в Милане на севере Италии, за много километров от раскинувшегося на южном побережье Неаполя. Следуя веяниям времени, производитель стал выпускать скульптурные жанровые сценки в духе анимации Уолта Диснея. Не все они имели одинаковую художественную ценность, но техника исполнения оставалась безупречной.

На сегодняшний момент сразу несколько итальянских предприятий соревнуются за право продолжать традиции Каподимонте. Некоторые из них предлагают фарфор викторианского стиля – проверенную классику с пышным, многофигурным декором, другие пошли по пути миланцев, специализируясь на забавных, с долей юмора сценках из повседневной жизни.

Современный фарфор Capodimonte

Artigiano Capodimonte

Расположенное в Неаполе предприятие является прямым наследником королевской мануфактуры. Его изделия официально носят брендовое клеймо, означающее, что они были произведены по оригинальным технологиям XVIII века и полностью соответствуют высоким стандартам элитной керамики.

Ассортимент мало отличается от прежнего Каподимонте, однако посудой фабрика не занимается, предпочитая исключительно декоративное направление. Продукция включает:

  • цветочные и фруктовые композиции;
  • абажуры и пьедесталы для настольных ламп и светильников;
  • пасхальный и рождественский декор;
  • скульптуры птиц;
  • сувениры;
  • настенные панно;
  • ювелирные фарфоровые украшения.

Artigiano Capodimonte

Venere Porcellane D’Arte

Расположенная в городе Кальдоньо (провинция Виченца, регион Венеция) фабрика выпускает продукцию в стиле Каподимонте, тоже отмечая её клеймом с буквой «N». Главному художнику предприятия – Вальтеру Скапинелло удалось объединить неаполитанскую и венецианскую школу фарфоровой скульптуры, создавая настоящие шедевры современного искусства. Фабрика разработала свой состав каолиновой смеси, который держит в строжайшем секрете, а также особые пигменты на основе экстракта лаванды, скипидара и эфирных масел.

Коллекционеры всего мира стремятся приобрести невероятно изысканные произведения от Venere Porcellane D’Arte. Скапинелло виртуозно изображает бытовые сценки, придавая им неповторимый лирический колорит.

Venere Porcellane D’Arte

Porcellane Principe

Ещё одно предприятие из Виченцы, расположенное в городе Монтичелло-Конте-Отто. Известно отдельной коллекцией статуэток под названием «Каподимонте», копирующей лучшие образцы старинной неаполитанской мануфактуры.

Основанная в 1980 году, фабрика за свою недолгую историю успела приобрести мировую известность, благодаря исключительному качеству и красоте продукции. Фигурки в сложнейших нарядах эпохи барокко поражают гармонией форм и чисто итальянской живостью, утончённым сочетанием оттенков и текстур. Porcellane Principe можно назвать достойным продолжателем традиции в художественной керамике люксового сегмента.