Первые чайные сервизы из фарфора появились в Китае. Историки затрудняются с точной датой – предположительно это было XIV-е столетие. Тонкие полупрозрачные фарфоровые изделия ценились дороже драгоценных металлов – не зря их называли «белым золотом». Церемония чаепития в Китае – это ритуал, наделенный глубинным смыслом, поэтому антураж и атрибуты должны быть соответствующие. Китайцы и сегодня часто пьют чай из фарфоровых чашек, потому что их белизна подчеркивает красивый цвет и прозрачность напитка.
Доисторические сервизы
Чайные сервизы существовали в Поднебесной еще во II веке до н.э. – в период правления династии Хань. Чашки сильно отличались от современных предметов – они были большими, толстостенными, белого или синего цвета. Из них не только пили, но и ели. Да и материал, из которого делали чайные принадлежности, даже отдаленно не напоминал современный фарфор.
Европейский период
В Европе первые наборы для чаепития появились ближе к концу XVII столетия – после того, как купцы из Голландии привезли китайский чай. Аристократы оценили вкус экзотического напитка – он им понравился настолько, что знатные дамы начали устраивать в своих салонах чаепития. Столы сервировали по китайской традиции: пиалами и ложечками, которые подавались на специальных фарфоровых подносах. Для заваривания чая использовались заварники из красной глины.
В 1709 году, когда немецкие ученые разгадали формулу фарфоровой массы (и индустрия начала развиваться), европейские мануфактуры начали выпускать собственные сервизы.
Роль Августа Сильного
Роль курфюрста Саксонии и короля Польши Августа в развитии чайного этикета в Европе нельзя недооценивать. Он был тонким ценителем фарфоровых изделий и скупал чашки, сервизы, другие предметы у японцев и китайцев в большом количестве. Некоторые изделия пополняли его уникальную коллекцию, некоторые – использовались в быту. Страсть к «белому золоту» Августа Сильного за пару лет вытеснила их обихода императорского двора металлическую посуду. Ее заменили фарфоровой.
С подачи монарха в Европе открылась первая мануфактура – Мейсенская, прославившаяся на весь мир. Мастеров Мейсенской мануфактуры переманивали коммерсанты из других стран, предлагая им серьезные деньги. Но Август Сильный держал мастеров под замком и охраной, чтобы они не выдали формулу «белого золота» конкурентам.
Английский вклад
Сегодня купить чайные сервизы из фарфора, в которых пиалы вместо привычных чашек, практически невозможно. Но ручки были не всегда: их придумали англичане – большие ценители чая. Они прикрепили ее к пиале для удобства и добавили блюдце, чтобы предотвратить попадание капель напитка на одежду или скатерть. Прошло еще десятилетие, и у чашек появилась удобная ножка-подставка, а горлышко вытянулось. В посуде такой формы напиток быстрее остывал и не обжигал губы.
Так методом проб, ошибок и усовершенствований появилась чайная пара в привычном виде, а англичане заслуженно считаются родоначальникам европейских традиций чаепития. Сервизы английского производства поражают многообразием декора, оригинальной формой, изысканной красотой и количеством предметом. Каждая деталь подчеркивает назначение предметов – получать удовольствие, наслаждаться процессом.
Датское производство
Датская фабрика Royal Copenhagen, основанная в 1775 году, имеет статус королевской. С нее и началась индустрия фарфора в стране, когда датчанам каким-то чудом удалось переманить к себе пятерых мастеров из Мейсена. Гордость фабрики — уникальный сервиз Flora Danica, состоящий из 2000 единиц. Его создавали в подарок Екатерине Великой – по заказу Фредерика VI. Императрица скончалась, так и не получив презент.
Сейчас этот шедевр принадлежит датской королевской семье и входит в число самых дорогих в мире. Чаепития из него устраивают по особо торжественным случаям. Уникальность Flora Danica в том, что предметы украшают изображения дикорастущих растений Датского королевства в натуральную величину. Ни один рисунок не дублируется – работа от начала и до конца выполнена вручную.
Со времен Екатерины II
Русская самодержица Екатерина Великая тоже пила чай из фарфоровых сервизов – их выпуск освоил Императорский фарфоровый завод. Партии были небольшие, для избранных. Посуда к королевскому двору изготавливалась и расписывалась по индивидуальным эскизам. Массовым выпуск чайных наборов стал лишь во второй половине XIX столетия, когда производством занялись и частные фабрики. Крупнейшим среди них было Товарищество Кузнецов, в которое входили заводы по производству фарфоровых и фаянсовых сервизов.
В начале прошлого века уже были доступны не только чайные сервизы из фарфора, а и чайные пары, одинарные чашки. Продукцию российских промышленников легко можно идентифицировать по бочковидной форме чашек – они ниже и шире, чем у англичан.
По заказу Сталина
В годы СССР фарфоровое производство активно развивалось, но чайные и столовые наборы сложно было достать – они предназначались руководителям райкомов, обкомов, членам Политбюро. Видные партийные деятели особенно ценили продукцию, выпускавшуюся Барановским заводом. Это предприятие под украинским Житомиром работало еще в XIX веке, когда в селе Барановка обнаружили залежи каолина. Его состав был практически идентичен китайской глине, из которой изготавливают уникальный фарфор.
Один из наборов изготавливался по личному распоряжению Сталина. Восемь чашек из него сохранились и сегодня хранятся в Кремле. В годы Второй Мировой войны, когда фашисты заняли деревню, продукцию завода «реквизировали». Солдат-очевидец событий позднее вспоминал в мемуарах, как Гиммлеру сервировали стол барановскими тарелками и чашками. Он отобедал, перевернул тарелку, увидел надпись и попросил перевести. «Великий Сталин ведет нас к победе коммунизма», — перевел переводчик.
Гиммлер хотел разбить тарелки, но не сделал этого. Не смог, плененный изысканной работой.