Австрийский фарфор

Австрия ассоциируется с Венской оперой, ароматным кофе, живописными Альпами, величественными королевскими резиденциями, уютной атмосферой старинных городов. А на память о поездке туристы часто покупают австрийский фарфор, изготовленный мастерами мануфактуры Аугартен, одной из лучших в Европе.

Все начиналось с чертежей

Открытие фарфоровой мануфактуры в Вене – заслуга фламандца Клаудиуса дю Пакье. В 1717 году он каким-то чудом достал чертежи печи для обжига глазури и задумался об открытии производства. Весной следующего года король Австрии Карл VI предоставил дю Пакье монополию на изготовление фарфоровых изделий сроком на 25 лет. В историю этот временной отрезок вошел как период дю Пакье. Небольшая фабрика находилась в пригороде Вены – ее старейшим изделием считается чашка для горячего шоколада, выпущенная в мае 1719 года.

Венская фабрика использовала сырье того же состава, что и Мейсенская мануфактура, но желто-серый оттенок в готовых изделиях присутствовал и несколько портил впечатления. В период с 1718 по 1744 годы предприятие выпускало столовые сервизы, подсвечники, вазы.

Вазы из австрийского фарфора

Эволюция декора

В первые 15 лет в декоре преобладали восточные элементы: наиболее отчетливо угадывался японский стиль имари. Позднее в орнаментах стали преобладать барочные ленты, листья, завитки. К середине 30-х годов 18 столетия мастера расширили художественный арсенал пейзажами, цветочными мотивами, сценами из мифов. Основу цветовой гаммы составляла синяя подглазурная роспись. Художники умело использовали контрастные акценты, сочетая синий с зеленым, желтым, красным и черным цветами.

К окончанию срока монополии у Венской фабрики уже сформировался собственный стиль: чашки, чайники, тарелки, супницы, блюда выпускались с двумя ручками. Спрос на изделия был, но в 1744 году у владельца мануфактуры возникли проблемы. Он продал производство государству.

Ваза с декором из австрийского фарфора

Белее, тоньше, изысканней

Эти три слова – квинтэссенция следующего периода Аугартен, продлившегося 40 лет – до 1784 года. Сразу после продажи на предприятии начали использовать венгерскую глину, благодаря чему состав фарфоровой массы значительно улучшился, а выпускаемая продукция стала тоньше и белее. По качеству, белизне и прозрачности ее можно сравнить с австрийским костяным фарфором премиум-класса.

И еще одно событие стало знаковым в истории мануфактуры – главным модельером стал Йоганн Йозеф Нидермайер, которого называют основоположником венского фарфорового стиля. В период его работы фабрика активно развивала выпуск статуэток, в том числе жанровых. Среди них было много женских образов, сцен любви, фигурок венских жителей. Динамичные, красочные, живые, они влюбляли в себя покупателей. Посуды выпускалось тоже много – преимущественно кофейные, чайные, столовые сервизы и наборы для шоколада.

Тонкий австрийский фарфор

Расцвет и закат

Расцвет Аугартена начался в 1785 году, когда его возглавил Конрад фон Зоргенталь. Новый управляющий уделил особое внимание декору, привлекая к работе именитых художников и скульпторов. В росписи изделий, выпускаемых венской фабрикой фарфора в этот период, преобладали сцены из древних мифов, а в очертаниях угадывались формы римских и греческих сосудов.

Расширилась и цветовая палитра – декораторы активно использовали эмали с переливом и усиливали их бронзово-лиловыми оттенками, рельефным золочением и гравировками. Скульптуры с бисквитной глазурью и тщательной проработкой узоров, мельчайших деталей принесли мануфактуре признание и славу. Интерес для ценителей представляют работы «Рождение Венеры», «Похищение Европы», скульптурные портреты императора, членов его семьи, а также знаменитых поэтов и философов того времени.

Изысканный австрийский фарфор

К концу 18 столетия в фарфоровых изделиях все чаще появлялся красный глянцевый и черный фон, разбавленные позолотой – сказывалось веяние восточной культуры. Наряду с такими предметами предприятие массово выпускало посуду простого и лаконичного дизайна из недорогой серии. В начале 19 века в продукции венской мануфактуры преобладала матовая позолота и цветочные натюрморты.

В нескольких сериях в качестве декора сервизов использовались портреты императора и императрицы, а ближе к 20-м годам – чашки и кубки с венгерской символикой, городскими пейзажами и крепостями. В 1827 году Аугартен, пытаясь удержаться на плаву и противостоять конкуренции, перешел на более дешевый каолин.

Сервиз из австрийского фарфора

Дальше – хуже. Государственных дотаций фабрика не получала, талантливые художники отказывались с ней сотрудничать. В 1863 году австрийский парламент решил закрыть убыточное предприятие, а через 3 года знаменитая мануфактура остановилась.

Возрождение

Возрождение производства началось в 1921 году – два года велись восстановительные работы, и, наконец, весной 1923 года мануфактура возобновила работу под нынешним названием.

Торговым знаком возрожденного венского фарфора стала перевернутая арка, которую венчает корона. Параллельно с основными цехами создавалась художественная мастерская. Сегодня лучшие художники и дизайнеры Австрии и Европы считают честью работать над эскизами фарфоровых изделий бренда.

Статуэтки из австрийского фарфора

Австрийский фарфор, выпускаемый Аугартен, как и прежде, расписывается вручную. Посмотреть на уникальные образцы посетители могут во время экскурсии по фабрике и в Музее фарфора, а купить сувениры бренда – в специализированном магазине при мануфактуре.

Шедевры всех времен

В истории венской мануфактуры количество таких шедевров превысило 25 тысяч. Эксклюзивные работы художников разных времен представлены в разных стилях – от барокко и классицизма до модерна. «Венская роза» — самый известный узор на фарфоровых сервизах Аугартена. К 300-летнему юбилею производства австрийские власти ввели в обращение уникальную марку номиналом 5,9 евро. Она изготовлена из венского фарфора, а украшает ее знаменитая роза.

Венская роза на фарфоровых изделиях

Чтобы придать марке нужную крепость, ее закаляли по особой технологии – при температуре около 1000 градусов. Узоры наносили методом шелкографии и снова обжигали. Так появился еще один шедевр фабрики – теперь уже современный.